Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся групп с ограниченными возможностями здоровья

Задачей психолого-педагогического сопровождения обучающихся колледжа — оказание эффективной и полноценной помощи подростку с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде. Это становится особенно важным, если речь идет о детях, которые имеют проблемы в поведении, испытывают серьезные трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, не справляются с усвоением учебного материала.

В нашем образовательном учреждении 84 студента обучается в группах ОВЗ, из них 15 человек — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Дети, обучающиеся в группах ОВЗ, все окончили школу 8 вида, поступили туда по решению городской или районной ПМПК.

Умственная отсталость – это стойкое, необратимое, нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга.

Это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, это такое развитие, при котором страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

В мышлении (процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов) это проявляется в слабости обобщений, неразвитости речи, плохом усвоении правил и общих понятий.

Во внимании (произвольном). Источником невнимательности являются колебания психической активности — истощаемость психических процессов, утомляемость, возможные уже на первом уроке после некоторого умственного напряжения.

В памяти – все новое усваивают медленно, после неоднократных повторений, быстро забывают воспринятое и не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.

Хотя это явление необратимое, но умственно отсталые дети могут развиваться и обучаться в пределах своих биологических возможностей, а также быть адаптированы при правильной организации врачебных, психолого-педагогических воздействий.

Основные проблемы: неадекватное поведение; проблемы мотивации к обучению; сложности, связанные непосредственно с обучением.

Работу по психолого-педагогической помощи в организации образовательного процесса детям с дефектами психического развития ведут совместно педагогический коллектив, педагог — психолог и социальные педагоги.

Работа идет в 2–х основных направлениях: непосредственно с обучающимися и педагогическими работниками.

Основная развивающая работа психолога с обучающимися групп ОВЗ ориентируется на коррекцию межличностных отношений и таких проблем, как дефицит коммуникативных умений, помощь в развитии умения безопасным способом выразить свои чувства, потребности, мысли. Особенно важны индивидуальные занятия для подростков с высокой степенью невротичности, тревожности и другими эмоциональными особенностями в тех случаях, когда присутствие других обучающихся является для них стрессом. Часть детей в коррекционных группах весьма агрессивны, конфликтны, поэтому необходимо применение методик, которые ведут к сплочению участников, помогают быстро урегулировать конфликты, приводят к пониманию, сущности совместной деятельности, ее правил и преимуществ.

Уроки дисциплин адаптационного учебного цикла профессиональной подготовки ОДБ.02 Психология личности и профессиональное самоопределение, ОДБ.03 Коммуникативный практикум, специально организованные психологических занятия и классные часы направлены на формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителями. Подростки учатся толерантно воспринимать и правильно оценивать людей, выбирать эффективные приемы общения, находить пути преодоления конфликтных ситуаций, встречающихся как в пределах учебной жизни, так и вне ее.

В своей работе с подростками с ограниченными возможностями здоровья психолог применяет методы игровой терапии, арт-терапии, которые позволяют корректировать эмоциональные и поведенческие нарушения и способствуют снижению эмоционального напряжения.

Овладение, развитие и совершенствование навыков учебной деятельности происходит на уроках общепрофессионального, профессионального и адаптационного циклов в том числе дисциплины ОДБ.01 Основы интеллектуального труда, где подростки учатся составлять план работы, готовить и выступать с сообщением или докладом перед аудиторией, отвечать на вопросы, аргументированно отстаивать свою позицию, рационально использовать время и физические силы в образовательном процессе с учетом ограничений здоровья, использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей профессиональной деятельности для эффективной организации самостоятельной работы.

В систему мероприятий с дезадаптированными детьми входит проведение индивидуальных профилактических бесед и консультаций с воспитанниками об их отношении к учителям, сверстникам, окружающей обстановке, которые позволяют в некоторых случаях смягчить проблемы, с которыми сталкивается ребенок, и создают возможность для успешного развития его личности. Кроме того, работа самого ребенка над собой дает ему собственный опыт преодоления трудностей, а через обогащение таким опытом идет развитие.

На этапе адаптации обучающиеся коррекционных групп вместе с другими обучающимися и студентами принимают активное участие в культурных, развивающих и профилактических мероприятиях колледжа: Празднике посвящения в студенты, конкурсе чтецов «Белые журавли», Bar Cam «Самопознание, саморазвитие, самореализация» на предложенных станциях, в том числе и психологической, проходят психологическую диагностику, знакомятся с ее результатами.

Эти мероприятия улучшают взаимодействие в группе, снимают проявления негативизма, способствуют развитию эмпатии и сплочению группы.

В процессе реализации задач сопровождения педагог-психолог осуществляет взаимосвязь с педагогами через индивидуальные и групповые консультации, педагогические советы и семинары.

Важность работы с педагогическими работниками определяется тем, что в колледже 1672 обучающихся, поэтому важное влияние на процесс не только интеллектуального, но личностного и социального развития обучающихся оказывают педагоги, классные руководители и сверстники, которые являются основными партнерами психолога и социальных педагогов в деятельности.

Первое совещание с педагогами, работающими в коррекционных группах, проходит в сентябре и посвящено анализу социальным педагогом личных дел обучающихся изучение протоколов ПМПК (психолого–медико-педагогической комиссии), историй развития ребенка, характеристик. Анализируя личные дела мы получаем сведения о том: из какой семьи поступил ребенок, возраст и образование родителей, условия жизни, состав семьи, причину по которой ребенок попал в интернат, медицинский диагноз. В протоколах ПМПК даны сведения об уровне развития познавательных процессов и их особенностях; описаны особенности общения, эмоционально- волевая сфера.

Затем психолог проводит психологическое тестирование, включающее изучение индивидуально – типологических свойств нервной системы (темперамент); исследование состояния коммуникативных и организаторских способностей; исследование структуры учебной мотивации, а также наличие возможных акцентуаций характера.

Результаты диагностики и рекомендации по индивидуальному подходу доводятся до сведения педагогического коллектива, работающего с данной категорией обучающихся. На совещании определяются основные проблемы, которые предстоит разрешить в ходе обучения.

В начале второго семестра проводится совещание, на котором анализируется эффективность проводимых мероприятий и уточняются пути совершенствования дальнейшей работы.

Эффективность педагогических контактов с такими детьми во многом определяется присутствием чуткости, искренности, умения вызывать доверие, чувство привязанности.

При этом мастерам производственного обучения и педагогам необходимо сохранять терпение, твердость и последовательность в предъявлении необходимых требований учащимся и их выполнении.

В целях сохранения психологического здоровья педагогических работников, повышения психологической культуры, творческого отношения к своей деятельности психологом проводятся индивидуальные и групповые консультации, развивающие и психопрофилактические занятия, с использованием методов арт-терапии, игровой и телесно-ориентированной терапии, коммуникативные тренинги.

Основная развивающая работа психолога с обучающимися групп ОВЗ ориентируется на коррекцию межличностных отношений и таких проблем, как дефицит коммуникативных умений, помощь в развитии умения безопасным способом выразить свои чувства, потребности, мысли. Особенно важны индивидуальные занятия для подростков с высокой степенью невротичности, тревожности и другими эмоциональными особенностями в тех случаях, когда присутствие других обучающихся является для них стрессом. Часть детей в коррекционных группах весьма агрессивны, конфликтны, поэтому необходимо применение методик, которые ведут к сплочению участников, помогают быстро урегулировать конфликты, приводят к пониманию, сущности совместной деятельности, ее правил и преимуществ.

Уроки дисциплин адаптационного учебного цикла профессиональной подготовки ОДБ.02 Психология личности и профессиональное самоопределение, ОДБ.03 Коммуникативный практикум, специально организованные психологических занятия и классные часы направлены на формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителями. Подростки учатся толерантно воспринимать и правильно оценивать людей, выбирать эффективные приемы общения, находить пути преодоления конфликтных ситуаций, встречающихся как в пределах учебной жизни, так и вне ее.

В своей работе с подростками с ограниченными возможностями здоровья психолог применяет методы игровой терапии, арт-терапии, которые

позволяют корректировать эмоциональные и поведенческие нарушения и способствуют снижению эмоционального напряжения.

Овладение, развитие и совершенствование навыков учебной деятельности происходит на уроках общепрофессионального, профессионального и адаптационного циклов в том числе дисциплины ОДБ.01 Основы интеллектуального труда, где подростки учатся составлять план работы, готовить и выступать с сообщением или докладом перед аудиторией, отвечать на вопросы, аргументированно отстаивать свою позицию, рационально использовать время и физические силы в образовательном процессе с учетом ограничений здоровья, использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей профессиональной деятельности для эффективной организации самостоятельной работы.

В систему мероприятий с дезадаптированными детьми входит проведение индивидуальных профилактических бесед и консультаций с воспитанниками об их отношении к учителям, сверстникам, окружающей обстановке, которые позволяют в некоторых случаях смягчить проблемы, с которыми сталкивается ребенок, и создают возможность для успешного развития его личности. Кроме того, работа самого ребенка над собой дает ему собственный опыт преодоления трудностей, а через обогащение таким опытом идет развитие.

На этапе адаптации обучающиеся коррекционных групп вместе с другими обучающимися и студентами принимают активное участие в культурных, развивающих и профилактических мероприятиях колледжа: Празднике посвящения в студенты, конкурсе чтецов «Белые журавли», Bar Cam «Самопознание, саморазвитие, самореализация» на предложенных станциях, в том числе и психологической, проходят психологическую диагностику, знакомятся с ее результатами.

Данные мероприятия улучшают взаимодействие в группе, снимают проявления негативизма, способствуют развитию эмпатии и сплочению группы, но для достижения максимального эффекта подготовки специалистов необходимо усиление дефектологической подготовки педагогов и мастеров производственного обучения, работающих с данной категорией обучающихся.

Катека О.Е.

педагог-психолог