Организация инклюзивного профессионального образования

Инклюзия подразумевает создание специальных условий получения образования с учётом особых потребностей обучающихся с ОВЗ. При организации инклюзивного образования в колледжах молодые люди с ОВЗ осваивают различные виды деятельности, приобретают поддержку и уверенность в собственных силах.

В пятой статье закона «Об образовании» говорится о необходимости создания условий для получения без дискриминации качественного образования для лиц с ОВЗ.

Для студентов с ОВЗ организуют:

  • специальные образовательные программы и методы обучения;
  • специальные учебники, учебные пособия и дидактический материал;
  • специальные технические средства коллективного или индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента, помощника;
  • проведение групповых и индивидуальных занятий;
  • беспрепятственный доступ в здание образовательной организации.

Специальные образовательные условия организуются с учётом особенностей студентов с ОВЗ.

Студенты с нарушениями слуха испытывают трудности при восприятии устной речи, поэтому педагогу следует чётко проговаривать слова, чтобы студент мог на слухо-зрительном уровне понять информацию. Глухие, слабослышащие и позднооглохшие студенты характеризуются сниженным темпом внимания, высоким уровнем утомляемости и преобладанием образной памяти над словесной, поэтому на занятиях используются приёмы наглядности.

Слепым и слабовидящим студентам свойственно замедленное развитие процесса запоминания.

У студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата встречаются первичная задержка психического развития, нарушения речи и высокий уровень невротизации. Часто дети и подростки с нарушениями опорно-двигательного аппарата «витают в облаках». Для того чтобы вывести подростка из этого состояния необходима педагогическая поддержка – педагог подаёт материал в облегчённом варианте, даёт задания для самостоятельного изучения и развития творческого потенциала.

Подростки с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут неадекватно оценивать себя как субъекта профессиональной деятельности. Педагог помогает студенту с ОВЗ адаптироваться умением подбодрить и поощрить.

Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата в колледже организуются медико-психолого-педагогические мероприятия, все действия строго регламентируются, удовлетворяется потребности студентов с ОВЗ в организации безбарьерной среды и индивидуализации процесса обучения.

Все категории студентов с ОВЗ нуждаются в толерантном отношении, одобрении и поощрении успехов в образовательной деятельности.

Индивидуальное состояние здоровья поступающего с ОВЗ или инвалидностью не должно препятствовать освоению профессии или специальности, данной программы профессионального образования.

Требования к образовательному процессу и прохождению практики представлены в законе «Об образовании» и в федеральных стандартах профессионального образования.

Задача педагога – организовать комфортную образовательную среду, для реализации этой задачи, обучающегося необходимо воспринимать как субъекта образовательного процесса..

Для организации толерантной социокультурной среды в колледже  создано волонтёрское движение среди студентов, что помогает подросткам с ОВЗ социализироваться, приобрести качества, необходимые для жизни в обществе без дискриминации.

Информация по трудоустройству граждан с инвалидностью

С целью повышения уровня занятости отдельных категорий граждан, к которым, кроме прочих, относятся выпускники профессиональных образовательных организаций, а также граждане с инвалидностью, в Тюменской области реализуются дополнительные мероприятия – стажировка выпускников образовательных организаций и содействие трудоустройству незанятых инвалидов.

Стажировка — государственная мера, позволяющая выпускнику, закончившему профессиональную образовательную организацию, приобрести опыт работы по полученной специальности.

Стажировка – это временное трудоустройство по полученной или родственной ей профессии (специальности) на период до 4 месяцев.

Стажировку имеют право пройти следующие категории граждан:

— выпускники профессиональных образовательных учреждений в течение года после окончания, обучившиеся по очной или заочной форме обучения, с присвоенной квалификацией начального, среднего либо высшего уровня профессионального образования и не имеющие опыта работы после получения документа о профессиональном образовании, при этом могут иметь общий трудовой стаж до получения документа об образовании и о квалификации;

— граждане, ищущие работу, окончившие образовательные организации (в течение трёх лет после получения документа об образовании и о квалификации) по очной или заочной форме обучения, не имеющие опыта работы по полученной профессии (специальности) или по родственной профессии (специальности) после получения документа об образовании и о квалификации (при этом граждане могут иметь общий трудовой стаж как до, так и после получения документа об образовании и о квалификации);

— граждане, проходившие стажировку в предыдущем году в качестве выпускников образовательных организаций, срок стажировки которых составил менее четырех месяцев;

— граждане, ищущие работу, в течение трех лет после получения документа о квалификации.

В период прохождения стажировки на предприятии за стажером закрепляется наставник, который осуществляет общее руководство, ведет учет и контроль работы стажера. Период стажировки засчитывается выпускнику в общий трудовой стаж. За время прохождения стажировки работодатель выплачивает заработную плату стажеру в размере установленного Региональным соглашением МРОТ в месяц, при увольнении стажера выплачивает ему компенсацию за неиспользованный отпуск за проработанный период. После окончания стажировки работодатель, при невозможности трудоустройства на предприятии, выдает стажеру отзыв и рекомендации по дальнейшему трудоустройству.

В соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 16.04.2014 №165-п. работодателям, заключившим договор с Центром занятости населения, возмещаются затраты:

  • затраты на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения рабочего места инвалида (в 2015 году — не более 72690 руб.) при создании постоянного рабочего места;
  • затраты на оплату труда из расчета не более установленного Региональным соглашением МРОТ (с учетом страховых взносов) в месяц;
  • затраты на выплату компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении инвалида;
  • затраты на выплаты за наставничество из расчета не более ½ установленного МРОТ в месяц.

Если работодатель получает деньги на приобретение оборудования, он заключает с гражданином, трудоустроенным на созданное рабочее место, бессрочный трудовой договор, а в случае расторжения такого договора в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации, обязуется подать сведения об освободившемся рабочем месте в Центр занятости населения, который предложить занять вакантное рабочее место другому гражданину с инвалидностью.

Работодатель может за счет собственных средств увеличить размер заработной платы принятого работника, купить дополнительно оборудование, предметы одежды и так далее.